Поиск по сайту

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Понедельник, 06.05.2024, 11:47
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Нумизматика

Монеты

Главная » Статьи » Монеты

Передний и Средний Восток
 После арабского завоевания, до появления в конце 7 в. арабских, так называемых «куфических» монет, на Переднем и Среднем Востоке обращались двуязычные арабо-византийские и арабо-персидские монеты. На арабо-византийских монетах по-прежнему изображалась фигура византийского императора с крестом и державой. На обеих сторонах помещались греческие и арабские легенды. Затем фигура императора заменяется изображением халифа с мечом, а греческие легенды - арабскими изречениями из Корана. Халиф прокрался на монеты и стал в ту же позу, что и византийский кесарь. 

 То же самое было и с арабо-персидскими монетами. На них изображали сасанидского царя и одновременно помещали арабские легенды. Арабы постепенно приспосабливались к монете, привычной для населения завоеванной ими территории, вводя в старые византийские и персидские образцы свои символы и изречения.
 

Арабско-сасанидские монеты 7 в. с изображением халифа с мечом и арабскими легендами (1 - 4), арабско-византийские монеты 7 в. с изображением халифа с мечом и арабскими легендами (5 - 7)

 Изучение монетного типа нумизматами дает много сведений не только для политической истории. Нумизматы оказывают большую помощь историкам искусства. 

 Хорошо известна статуя великого греческого скульптора Праксителя (4 в. до н. э.), изображающая Гермеса с Дионисом на левой руке. Правая рука была отбита. В какой позе стоял Гермес, в каком положении была его правая рука и что он держал в ней? Эти вопросы, казалось, были неразрешимы. Считалось, что Гермес держал в высоко поднятой правой руке кисть винограда. Но это было лишь предположением, пока не стала известна монета фракийского города Анхиала. На ней изображена эта статуя Гермеса в первоначальном виде, который дал ей Пракситель. Гермес действительно в высоко поднятой руке держал виноградную кисть, показывая ее мальчишке Дионису. 

 Посетителей Лувра встречает знаменитая Ника Самофракийская - мраморная богиня Победы. Какого времени эта статуя и в честь какого события она поставлена? Находка монеты македонского царя конца 4 в. до н. э. Деметрия Полиоркета ответила на эти вопросы. На монете была изображена такая же Ника, стоящая на корабле. Стало ясно, что луврская богиня Победы была памятником в честь победы Деметрия над Птолемеем 1 при кипрском Саламине в 306 г. до н. э. Это событие было хорошо известно историкам, но связывать его с луврской Никой до находки монеты никому не приходило в голову.
 

Изображение Ники Самофракийской на монете Деметрия Полиоркета (307 - 283 гг. до н. э.)

 Английский архитектор прошлого века Дональдсон внимательно изучал изображения античных храмов на древних монетах. Он предположил, что в знаменитом храме Артемиды в Эфесе были особые колонны, покрытые в нижней части скульптурами. Впоследствии на месте этого храма в Эфесе были произведены археологические раскопки. И оказалось, что, действительно, нижний барабан колонн храма Артемиды был покрыт скульптурным рельефом. Предположение Дональдсона подтвердилось. 

 Нумизматика сыграла большую роль в изучении истории архитектуры. Как ни миниатюрны изображения древних зданий, встречавшиеся на монетах, все же они помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек. 

 На одной монете Римской империи, чеканенной в Афинах, изображен театр Диониса на фоне афинского Акрополя. Когда археологи исследовали холм Акрополя, они обратили внимание на эту монету. По тому, как расположены здания на холме Акрополя, можно было определить, с какой стороны холма нужно искать и театр Диониса. Монеты помогли отыскать этот замечательный памятник древнего искусства и культуры.

 Английский историк 18 в. Э. Гиббон писал, что, если все письменные источники о путешествиях римского императора 2 в. н. э. Адриана были бы утрачены, то о его поездках можно было бы рассказать только на основании данных нумизматики и сохранившихся монументов.
 

Сиракузские серебряные монеты с изображением колесницы-квадриги 
1 - изображение орла, терзающего зайца (5 в. до н. э.), 2 - 4 - изображение нимфы Аретузы (5 в. до н. э.), 5 - тиран Гиерон II (269 - 214 гг. до н. э.)

 Резчик монетного штемпеля ставил перед собой не только задачу вырезать ясно и четко необходимые надписи и изображения. Как расположить эти изображения и буквы на тесном монетном кружке, как скомпоновать все это, чтобы монета выглядела законченным и цельным произведением искусства? Некоторые монеты представляют по тонкости исполнения, выразительности рисунка, простоте и изяществу композиции шедевры изобразительного искусства. Особенно славятся монеты Сицилии 5 в. до н. э. На них обычно изображали колесницы на беговых состязаниях. Наиболее знамениты два резчика монетных штемпелей - Эвенет и Кимоп. Каждая монета, вышедшая из-под штемпеля этих мастеров, была замечательным произведением медальерного искусства. Эвенет и Кимоп подписывали свои штемпели, и мы можем подобрать серию их монет. Эти два мастера славились по всей древней Элладе, всюду их приглашали работать; созданные ими образцы божеств на монетах копировались другими резчиками штемпелей. 

 Сицилийскими и другими греческими монетами восхищался Микельанджело, а Гёте сказал о них: «Эти чудесные монеты представляют собой бесконечную весну цветов и плодов искусства!»

Категория: Монеты | Добавлено: 07.06.2016
Просмотров: 1830 | Рейтинг: 0.0/0