Поиск по сайту

Вход на сайт

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Понедельник, 29.04.2024, 21:53
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Нумизматика

Монеты

Главная » Статьи » Монеты

На монетном дворе
 Один путешественник по Индии 19 в. оставил нам описание монетного двора индийского раджи. Эта монетная мастерская помещалась в небольшом сарайчике, в котором находилось 2 - 3 горна и небольшое количество наковален и штемпелей. Обслуживало этот монетный двор несколько рабочих. 

 Примерно таким был и древнегреческий монетный двор, о котором мы, правда, знаем очень мало. 

 На главной площади греческого города Афины, на Афинской Агоре, был археологами обнаружен дом с несколькими комнатами. На полу этого дома валялись медные кружки - заготовки для монет, но без чеканенного на них клейма. Эти находки заставили ученых предположить, что это был монетный двор Афин. Размеры этого монетного двора были таковы: 27 Х 38 м. 

 Больших размеров были монетные дворы в Римском государстве. В монетной мастерской эпохи Римской империи работало много рабов и вольноотпущенников, за которыми смотрел целый штат ответственных чиновников. На монетном дворе были граверы штемпелей, подкладыватели монетных кружков, молотобойцы, литейщики, кассиры и юстировщики, пробировщики и подручные рабочие. Следили за этими работами особые финансовые чиновники, которые назывались прокураторами императорской казны (фиска). 

 Общий надзор над выпуском монеты поручали специальным чиновникам-магистратам. В Римской республике назначались три лица для заведования чеканкой и литьем монет из золота, серебра и меди. Каждый магистрат следил за монетами из одного какого-нибудь металла. Магистраты чеканили монеты с обозначением своих имен или с личными эмблемами. Очень распространены были так называемые «говорящие» гербы магистратов. Например, один магистрат поместил на монетах изображение уродливой толстой ноги. Его имя было П. Фурий Крассипед. Крассипед по-латыни значит «толстоногий». Толстая нога была «говорящей» эмблемой Крассипеда. У другого магистрата - Молпагора (молпе по-гречески - песня) была более веселая эмблема - танцующая девушка. 

 По эмблемам можно было контролировать качество и вес монеты. Магистрат отвечал, если выпуски монет с его эмблемой были недостаточно хорошими или обнаруживалось какое-нибудь злоупотребление. 

 Монетные дворы были постоянные и временные. На постоянных производили из года в год выпуск монеты для повседневных нужд торговли. Но были и временные монетные дворы. Например, в Римской республике в военных условиях главнокомандующий армией, консул-претор или диктатор мог организовать походный монетный двор и начать чеканку. Эти чеканки были чрезвычайными выпусками монет. Такие выпуски денег (эмиссии) характерны были для периодов смут и междоусобиц. 

 В России в 18 и 19 вв. было несколько монетных дворов, которые чеканили монету от случая к случаю. Например, бывший ханский монетный двор в городе Каффе в Крыму чеканил в течение 1787 и 1788 гг. русскую императорскую монету с особым знаком ТМ - «Таврический монетный двор». 

 В средневековой Европе и на Востоке случалось, что в каком-нибудь городе чеканили монету на протяжении 2 - 5 лет, а потом выпуск монеты прекращался. Иногда этот кратковременный выпуск монеты преследовал цель политическую: таким путем правитель желал объявить о себе и своем суверенитете или же о завоевании этого города. Иногда преследовались экономические цели - наладить денежное обращение по тем именно весовым нормам, которые, как казалось монетчикам и правительству, были бы наиболее удобны или целесообразны для данного района. Выпускали монеты по новому весовому стандарту. Но чтобы преобразовать все денежное обращение, требовалось очень много металла и большие средства. Их обычно у такого монетного двора не было. И вот, выпустив две-три серии монет, двор прекращал свое существование. 

 В эпоху сильной центральной власти, такой власти, при которой управление экономикой и финансами страны сосредоточивалось в одних руках, часты были явления полной централизации денежного дела. Так было, например, в некоторые периоды римской истории. При централизации денежного дела в отдельных монетных мастерских скапливалось очень много рабов. Имевшие дело с драгоценным металлом, но жестоко угнетаемые, рабы могли в любой момент поднять восстание. Такой монетный двор превращался в бочку с порохом. Римские писатели сообщают о восстании в конце 3 в. н. э. на монетном дворе при императоре Аврелиане. Чтобы подавить это восстание, император должен был послать 7 тыс. солдат. Вероятно опасаясь такого сосредоточения рабов в одном месте, римские императоры в 3 в. решили усилить децентрализацию системы монетных дворов. 

 В Средней Азии в начале Х в. также было полностью централизовано денежное дело. Все монеты чеканили только на монетных дворах, принадлежавших эмиру. Более того, нумизматы, исследуя монеты Саманидов Х в., установили, что в начале Х в. все монеты одного города и одного года связываются в одну цепь переходными штемпелями. Получается такая картина: все монеты чеканены не только в одном городе, но и в одной мастерской. Все штемпели хранили в одном месте, а так как типы этих штемпелей были совершенно одинаковы, то монетчики наудачу выбирали себе пару штемпелей и чеканили ими монеты. Окончив чеканку, монетчики складывали штемпели снова все вместе и на следующий день брали новую пару штемпелей. И хотя монет чеканилось очень много, но все монеты связаны переходными штемпелями в одну цепочку. Сегодня нижний штемпель (А) попал к монетчику, у которого был какой-то верхний штемпель (а). Завтра этот же нижний штемпель попадает к другому монетчику, у которого будет верхний штемпель (б), а прежний верхний штемпель (а) попадет в пару с другим нижним штемпелем (Б) и т. д. 

 Но так обстояло дело только в начале Х в. Если же взять саманидские монеты конца Х в., то окажется, что среди чеканки одного года и одного города попадаются такие серии монет, которые не связаны друг с другом ни одним переходным штемпелем. Возникает предположение, что монеты чеканили в одном городе, но в разных местах, в разных мастерских. Возможно, монетное дело было дано на откуп каким-то богатым лицам, и они устроили свои мастерские. Понятно, что штемпели одной мастерской не могли попасть в другую мастерскую. 

 В связи с образованием таких обособленных мастерских и сами монеты становятся более разнообразными. Когда денежное дело было сосредоточено на одном монетном дворе, то можно было тщательно следить за работой резчика, требовать строго соблюдать установившиеся каноны и правила написания каждой буквы, чтобы каждое слово помещали на отведенное ему и закрепленное традицией место. Когда же монеты чеканятся в нескольких мастерских, следить за резчиками труднее. Монетчики начинают вводить всякие новшества: то хвостик у буквы закрутят модным завитком, то всю строчку напишут другим стилем: не строгим куфическим почерком, с прямыми линиями и углами, а «несхи» - рукописным почерком, почерком бумажных рукописей и папирусов. 

 Отдача на откуп денежного дела была очень распространена на Востоке и в средневековой Европе. Денежная чеканка приносила большой доход. Правительство считало выгодным для себя получить от какого-нибудь купца вперед на несколько лет ту сумму денег, которая составила бы доход от монетной чеканки. Взамен купцу-откупщику предоставлялось право чеканить монеты в таком-то городе, на таких-то и таких-то условиях, конечно, с соблюдением определенных монетных типов, с обязательной чеканкой монеты от имени правителя. Откупщики были уже в древнем Риме. Например, на одном из монетных дворов древнего Рима была должность откупщика императорского монетного литья. 

 Полная децентрализация денежного дела была у франкских королей Меровингов. На монетах даже имени короля не было, помещался только знак или имя монетчика. Однако это не были частные монеты, так как на них оставалась эмблема верховной государственной власти. Каролинги, следующая династия франкских королей, пытались установить контроль и централизацию в денежном хозяйстве. Этим вопросом занимался, видимо, сам Карл Великий. В 864 г. его сын Карл Лысый издает эдикт - самый древний документ о регламентации монетной чеканки, сохранившийся от эпохи средневековья. В этом эдикте говорилось, что монетные мастерские могут работать только при дворе короля и в городах Руане, Реймсе, Сане, Париже, Орлеане, Шалоне, Лилле и Нарбонне. Для чеканки монеты эти мастерские должны были посылать мастеров в сопровождении вицеграфов и двух состоятельных людей в королевскую казну за серебром. В установленный срок полученное серебро должно быть по весу возвращено в казну в виде звонкой монеты. Если же монетчик навлекал на себя подозрения, то должен был отвести их от себя «божьим судом» - испытанием огнем или кипятком. Если «божий суд» оказывался для него неудачным, ему отрезали руки как фальшивомонетчику. Такими жестокими мерами пытался Карл Лысый, король Франции, навести порядок в денежном деле.
 

Миниатюра из русской летописи 16 в. с изображением чеканки монет

 Миниатюра из летописи 16 в. позволяет нам заглянуть на древнерусский монетный двор. Перед нами ковач, т. е. кузнец, с двойным чеканом-молотком. Перед ним на наковальне - кружок металла, зажатый щипцами. Рядом, очевидно, плавят серебро: один мастер держит тигель, другой раздувает мехами огонь.
 

Французская гравюра 15 в. с изображением монетного двора

 На другом рисунке - гравюре 15 в. - можно увидеть парижский монетный двор. Один мастер обрезает ножницами кружочки, другой изготовляет листы серебра, третий чеканит. За большим столом казначей ведет учет выпускаемой монеты. Рядом с ним весы, перед ним - гроссбух. Огромная печь, ножницы, молотки и штемпели - вот и вся техника, примитивная техника средневекового монетного двора. 

 Средневековые миниатюры - это как бы окна в ушедший от нас мир. Только окна с очень мутными стеклами: фигуры искажены, детали неразборчивы, движения застывшие. Но перелистаем дело из одного московского архива. Оно поможет нам поближе познакомиться с московским монетным двором 17 в. Это дело «об охульном серебре» иноземного купца Вахромея Миллера. 

 В 1676 г. иностранный купец Вахромей Миллер принес на московский монетный двор серебро. Это были целые или ломаные талеры - ефимки. По приказу царя серебро стали плавить, чтобы перечеканить в русские деньги. Но когда часть серебра была переплавлена, серебряных дел мастера заявили, что талеры содержат очень плохой металл, и работать с этим серебром отказались. Обычно при переплавке получался «угар» серебра. - выгорали примеси олова и меди. Но на этот раз угар был слишком велик. «Вахромеевские ефимки против любских (т. е. любекских) плоше»,- донесли монетчики в приказ. Но Миллер стоял на своем, утверждая, что его серебро хорошее. Дело дошло до боярской думы. Царь указал, а бояре приговорили охульное миллеровское серебро переплавить, и если будет слишком большой угар, то недостаток серебра взыскать с иностранных купцов хорошими ефимками. На этот раз серебро плавили в присутствии заинтересованных лиц: Вахромея Миллера и его товарищей, некоторых других купцов, мастеров-монетчиков и серебряных дел мастеров. Плавили серебро «на кости» - это был способ, который применяли русские мастера для удаления примесей, делавших серебро ломким. На 20 фунтов миллеровского серебра, взятого для пробы, пришелся очень большой угар - немногим меньше 2 фунтов, т. е. почти 10%. Серебро забраковали. 

 И снова настойчивый Вахромей и его компаньоны били челом государю, и снова царь приказал плавить «охульное миллеровское серебро». Русские мастера еще до плавки заявили, что «вычистить и умягчить» его нечем, что серебро настолько плохо, что, когда из него будут волочить проволоку, оно будет рваться. Даже если и удастся изготовить проволоку, то, когда эта проволока будет разделена на кусочки, а каждый кусочек расплющен, такой кусочек миллеровского серебра, попав между штемпелями, не выдержит давления при чеканке и сломается. 

 Вахромей Миллер снова просил правительство принять серебро к плавке, но на этот раз планку поручить иноземным мастерам, так как, по его, Миллера, мнению, русские делают недостаточно тщательно. Царь и бояре согласились переплавить 16 745 миллеровских ефимок. Плавку должны были провести русские и иноземные мастера, предложенные Вахромеем, в присутствии купцов и официальных лиц. Иностранные литейщики принесли с собой буры и селитры, чтобы «умягчить серебро». Русские литейщики, увидев это, сказали, что все равно ничего не получится. Но Миллер настоял на своем. Наконец иноземные плавильщики выплавили полпуда миллеровского серебра в «своем горшке». Эту операцию они совершили в присутствии толпы наблюдателей: здесь был и сам Миллер со своими компаньонами, и боярин Кирила Нарышкин, и дьяк, его помощник, и выборный из купцов «голова», в обязанности которого входил контроль за металлом и прием готовых монет; пришли денежные мастера, которые обычно следили за качеством плавки, определяя пригодность серебра, чистоту его, ковкость, контролируя правильность штемпелей, чеканку монет; собрались плавильщики со своими помощниками - подметчиками, которые должны были подкладывать металл в плавильные горшки, стоявшие на огне в горнах... Наконец серебро, переплавленное по «иноземному» способу, было изготовлено. И каково же было торжество русских мастеров, когда тянульщики сообщили, что серебро нельзя волочить,- оно рвется, а чеканщики заявили, что серебро нельзя чеканить,- оно ломается. 

 Чем кончилось это дело - неизвестно. Очевидно, Вахромей Миллер снова пошел к царю, но об этом мы не знаем, так как конец дела утерян. 

 В 17 - 18 вв. монетный двор превращается в фабрику по изготовлению монет. Старая ручная техника чеканки монет исчезает. Денег требуется все больше и больше. Чтобы обеспечить выпуск достаточного количества монет, строятся особые станки. Первые станки для монетного дела были созданы еще в эпоху Возрождения. Великий Леонардо да Винчи сконструировал станок для вырезывания монетных кружков.

 Знаменитый скульптор Бенвенуто Челлини придумал винтовой пресс для оттискивания на монете изображения. Но широкое применение эти механизмы получают позднее, в 17 в. 

 В России машинная техника чеканки монет появилась при Петре 1. На особых станках расплющивали полосы, на других вырубали кружки. Затем специальными машинами производили гурчение, т. е. накатку надписи или узора по краю будущей монеты, и, наконец, чеканку. Для нее использовали «молотовой снаряд» с падающим молотом, ударявшим по верхнему штемпелю. Принцип ручной техники, при которой чеканка производилась ударом молотка по штемпелю, был перенесен и в машинную технику. Но вскоре появились более удобные винтовые станки, где оттиск штемпеля производился за счет силы давления, создаваемой многопудовым воротом, соединенным с винтом оттиск штемпеля производился за счет силы давления, создаваемой многопудовым воротом, соединенным с винтом.

Категория: Монеты | Добавлено: 11.06.2016
Просмотров: 1562 | Рейтинг: 0.0/0